Работа социального педагога с детьми с ограниченными возможностями

Большое число детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, имеет сенсорное недоразвитие, задержку психического развития (ЗПР) и интеллектуальную недостаточность, что усугубляет проблему ШД и выражается в целом ряде специфических факторов, наиболее выраженных в особенностях эмоционально-личностной сферы.

Среди причин школьной дезадаптации можно выделить проблемы социального, медицинского, психологического и педагогического характера.

Проблемы социального характера проистекают из социального статуса ребенка-сироты в детском доме или школе-интернате, он «ничей» ребенок. Социальную поддержку и защиту детей-сирот в массовых образовательных учреждениях обеспечивают педагоги, воспитатели, администрация. Проблемы могут возникать из-за неприязненного отношения к ним детей из семей и родителей этих детей. При интегрированном обучении детей-сирот в массовых учреждениях с вероятными проблемами социального характера необходимо особенно считаться и своевременно способствовать их решению.

Проблемы медицинского характера обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья детей-сирот. Наиболее частой причиной патологии является поражение головного мозга вследствие внутриутробной интоксикации, перенесенных родовых травм, нейроинфекций раннего детского возраста и других факторов. Почти у всех детей отмечаются признаки невротизации, а у части – выраженного невроза, обусловленного психическим травмами, связанными с неблагополучием в бывшей семье и утратой родителей.

Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения со взрослыми. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости воспитанника детского дома.

У части воспитанников имеются психологические проблемы противоположного плана – когда после эмоционально теплого семейного детства они оказываются без попечения родителей в государственном учреждении. Такие дети постоянно переживают состояние фрустрации и предрасположены к невротическим срывам.