Психологические особенности использования ТСО

Надо учитывать еще и такой фактор, как состояние здоровья современных школьников, которое многим из них значительно сокращает время работы с компьютером. Очень серьезные опасения возникают и в связи с тем, что снижается личностный фактор влияния учителя на воспитанников, а, как гласит классический педагогический тезис, сформулированный К. Д. Ушинским, только личностью воспитывается личность.

Немецкий ученый X. Г. Рольф называет следующие негативные факторы компьютерного обучения:

а) опасность подавления межличностного общения, так как в связи с общением с компьютером понижается количество и качество личных контактов, что может нанести вред и эмоциональному воспитанию;

б) усиление социального неравенства, так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем;

в) опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладают звук и изображение;

г) ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая дигитализация - приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод;

д) отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;

е) пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать усвоение материала простым и нетрудоемким;

ж) опасность снижения социализации человека, т. е. его пребывания между людьми и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров (дети мало гуляют, не испытывают потребности в совместных играх с другими детьми, теряют друзей).