Психическое недоразвитие, умственно отсталые дети
В дефектологии термином «умственная отсталость» означается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы.
В международной классификации психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра (МКБ-10) предполагаются общие ориентиры для оценки степеней умственной отсталости:
♦ легкая (коэффициент интеллекта от 50 до 69);
♦ средняя (коэффициент интеллекта от 35 до 49);
♦ тяжелая (коэффициент интеллекта от 20 до 34);
♦ глубокая (коэффициент интеллекта ниже 20).
Однако, как справедливо замечает В. В. Лебединский, для диагностики структуры дефекта этих данных недостаточно - необходим еще качественный анализ дефекта.
По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении, на основании тестов интеллекта (IQ=70 и ниже), традиционно подразделяются на три степени: идиотия (20 и ниже), имбецильность (35 - 50) и дебильность (50 - 70).
Идиотия - самая глубокая степень умственной отсталости. У таких детей почти отсутствует речь, окружающих они не узнают, выражение лица бессмысленное, внимание почти ничем не привлекается. Отмечается резкое снижение всех видов чувствительности. Ходить начинают поздно, движения плохо координированы. На чужую мимику и жестикуляцию не реагируют, неопрятны в естественных отправлениях и неспособны к самообслуживанию. Иногда наблюдаются стереотипные движения - маятникообразные раскачивания головой или туловищем из стороны в сторону.
При идиотии средней и легкой степени отмечается умение смеяться и плакать, некоторое понимание чужой речи, мимики и жестикуляции. Их лексикон ограничен несколькими десятками слов.
Дети-идиоты не обучаются и находятся (с согласия родителей) в специальных учреждениях (детских домах для глубоко умственно отсталых), а по достижении 18-летнего возраста они переходят в специальные дома- интернаты для инвалидов.