Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема
На рубеже 1990–2000-х гг. окончательно сформировались широкие социальные и социально-педагогические предпосылки массового введения профильного обучения на старшей ступени общего образования в российской школе. Перечислим и кратко охарактеризуем эти предпосылки.
1. Возрастание требований к специалисту со стороны профессиональной сферы, вызванное как формированием в России рыночных отношений, так и глобальными факторами – развитием современных технологий и возрастанием конкуренции. Всё это требует от человека профессиональной мобильности, потребности к самообразованию и других личностно-профессиональных компетенций, формирование которых должно начинаться уже на этапе общего образования. Возникающие процессы «вертикальной интеграции» в системе образования, когда требования каждого последующего этапа жизни и образования становятся образовательным заказом для предшествующего этапа, потребовали пересмотра традиционной концепции старшей школы, усиления её профориентационной направленности на новом уровне с учётом возрастающей интеллектуализации современного труда, а также более глубокой целевой и содержательной интеграции с профессиональной школой.
2. Изменившиеся социально-экономические условия привели к изменению социального заказа в области образования: от школы требуется создать условия для более осознанного и качественного самоопределения учащихся. Это невозможно в условиях однообразия образовательных учреждений, реализующих единообразные образовательные программы. Ответом на изменившийся социальный заказ стало утверждение и распространение различных форм образовательной вариативности и, как одной из её форм – профильного обучения на старшей ступени общего образования. Как отмечает В.С. Лазарев, «вариативность – это качество образовательной системы, характеризующее её способность создавать и предоставлять учащимся варианты образовательных программ или отдельных видов услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями. Вариативные системы создаются на основе дифференциации потребителей образовательных услуг школы и компонентов самого образовательного процесса» .