Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема

Однако профилизация обучения не должна привести к потере общеобразовательной функции школы, сделав её узкопрофессиональной. П.А. Оржековский справедливо предостерегает от подобной трактовки: «В ряде случаев организация химических классов с узкопрофессиональной ориентацией существенно сужает возможности для выбора направления высшего образования. Например, зачастую организуются биолого-химические профили обучения. При этом изучение физики и математики остаётся на втором плане. Это приводит к тому, что учащиеся могут выбрать только медицинский вуз или биолого-химический факультет педагогического вуза. Путь на химический факультет МГУ, на химический факультет МПГУ, в химико-технологические вузы для учащихся закрыт. Они в должной мере не знают физику и математику. Или ещё пример. Традиционно для учащихся физико-математических классов химия даётся на низком уровне. Однако в соответствии с учебными планами многих технических вузов студенты изучают курс химии. В результате у студентов, получивших великолепную профильную и низкую общеобразовательную подготовку, начинаются серьёзные проблемы» .

Подтвердим приведенное замечание конкретными данными. Существует статистика выпускников химического специализированного (профильного) класса СУНЦ МГУ. В 1991-2001 гг. состоялось 12 выпусков. При этом 123 выпускника поступили в МГУ, 7 – в другие химические вузы. Однако химию выбрали лишь 25% выпускников: так, на физический факультет МГУ поступило 13 человек, на механико-математический – 5, биологический – 4, геологический – 3, факультет вычислительной математики и кибернетики – 7, факультет фундаментальной медицины – 5 и факультет почвоведения – 6. Ряд выпускников поступили в нехимические вузы .

Психолого-педагогические аспекты данной проблемы акцентирует

В.А. Прат, отмечая, что, например, «в практике многих гуманитарных школ естественные науки (физика, химия, биология) в старших классах изучаются школьниками по выбору. Это приводит к нарушению баланса между универсальностью и профильностью образования, что снижает общий его уровень, так как здесь обучаются не только ученики, склонности и способности которых соответствуют данному профилю, но и школьники с неустойчивыми, не определившимися интересами, а также те, у кого возникают трудности с точными науками.