Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема
Так, рейтинг экономического, юридического, дизайнерского направления профессиональной сферы деятельности на 5–7 порядков выше «инженерного». 43% респондентов-учащихся отдают предпочтение профессиям в сфере бизнеса, 15% – в сфере искусств, а сферу обслуживания и промышленное производство выбирают 6 и 11 опрошенных, соответственно, хотя последние являются наиболее значимыми для города в социально-экономическом плане.
Это свидетельствует о недостаточной эффективности системы профильно-ориентированного обучения в лицеях, гимназиях и школах с углубленным изучением предметов».
Очевидно, что такая профилизация не является оправданной.
Причина обозначенного структурного дисбаланса – в используемых основаниях для выбора направлений профилизации в школе. Так, директора московских школ отмечают следующие основания для определения профилей: 1) свободный выбор учащихся – 49,9%; 2) пожелания родителей – 49,2%; 3) тестирование с учётом результатов психолого-педагогической диагностики – 47,7%; 4) учёт материально-технических и кадровых возможностей школы – 36,4%; 5) учёт рынка труда и развития муниципального хозяйства Москвы – 11,1% .
В то же время в ряде случаев существует и противоположный риск уклонения профильного обучения в начальную профессиональную подготовку, когда цели и содержание профильного образования диктуются исключительно требованиями профессиональной сферы. Так, Г.К. Болотина отождествляет профильное образование с начальной профессиональной подготовкой, предлагая включить в качестве профильных курсов «дисциплины профессионального цикла», а требования к выпускнику профильной старшей школы выстроить в соответствии с требованиями профессионально-квалификационной характеристики .
Более широкий ракурс рассмотрения позволяет увидеть иные аспекты проблемы профильного обучения, обозначенной нами как «школа – профессиональная сфера». К настоящему времени продолжается процесс выстраивания «многопрофильности» общего и многоуровневость (многоступенчатость) профессионального образования. На сегодня иерархия предпрофессионального и профессионального образования включает в себя: