Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема

Социально-педагогические проблемы типа «школа – вуз» уже частично характеризовались в контексте риска подмены профильного обучения углублённым. Общеизвестно, что в 1990-е гг. в России получил весьма широкое распространение суррогат профилизации, когда вузами была налажена система обеспечения набора за счет договоров со школами, совмещенных экзаменов и т.п. Однако через 10 лет эта система сама себя исчерпала: «договорных» школ становилось все больше, качество предвузовской подготовки падало, гарантированного поступления в вуз не обеспечивалось. В 2003 г., на фоне растущей коррупции и взаимных претензий общей и высшей школ, система совмещенных экзаменов была запрещена (Письмо Минобразования РФ № 14-55-1180ин/15 от 22 октября 2003 г.). Однако это решение не затронуло более глубоких социально-педагогических корней данной проблемы, связанных в том числе и с тем, что поступление в вуз практически гарантирует освобождение от службы в армии или позволяет получить определенную отсрочку. В результате практически половина выпускников «рвется» поступить в вузы во что бы то ни стало. Это приводит к развитию репетиторства, огромным перегрузкам учащихся (особенно юношей). Таким образом, сохраняется риск трансформации профильного обучения в подготовку к поступлению в вуз. Вместо того чтобы действительно пытаться понять, что из себя представляет та или иная профессиональная деятельность, зачастую школьники выбирают предметы, которые им нужны для поступления на ту или иную специальность в вуз (а иногда просто в вуз, независимо от специальности).

Острота рассматриваемой проблемы связана с характером участия интересов вузов в системе профильного обучения. Объективно не являясь ни в коей мере заказчиком школьного образования, в том числе и профильного, вузы в большинстве регионов России, тем не менее по-прежнему полностью определяют содержание и механизмы профильного обучения в старшей школе. До настоящего времени в массовом сознании (как родительском, так и педагогическом) понятие профилизации в школах и среди учащихся связано скорее с конкретным вузом, чем с конкретными предметами.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  Следующая > В конец >>