Профилизация не позволит управлять школой по старинке

Кроме того, есть нормативное подушевое финансирование, когда школа получает бюджетные средства пропорционально числу школьников, в ней обучающихся. Если за учеником стоит денежная единица, установленная в конкретном регионе, то легче, к примеру, решать вопрос с сетевым взаимодействием, где обучение конкретного ученика выходит за рамки одного учебного заведения.

Важный момент - изменение системы управления школой. Министерство проводит эксперимент по школьным управляющим советам: власть перестает монопольно принадлежать директору. Часть полномочий - у директора, другая - у государственно-общественного коллегиального органа. Введение профильного обучения должно "подстегнуть" процесс организации управляющих советов, ведь согласно концепции профильного обучения, датированной 2002 годом, решения о том, какие профили вводить в данной школе, администрация обязательно согласовывает с этим органом.

Механизм заработал. Эксперимент показывает, что этот вопрос начинает все больше решаться с учетом позиции родительской и учительской аудитории.

Хотя по-прежнему немало случаев, когда директор по старинке решает вопрос с несовпадением мнений, заявляя: "Мы посоветовались - и я решил".

Без конфликтов с универсальностью Относительно сроков введения эксперимента планы министерства известны. В 2006/2007 учебном году эксперимент еще будет продолжаться, а в 2007/2008 из стадии эксперимента профильное обучение может перейти в массовое введение.

Официально эксперимент идет в отдельных городах и районах Псковской, Самарской, Калининградской, Московской, Кемеровской, Челябинской, Новгородской областей, Краснодарского края, Татарстана и Якутии. По желанию к ним присоединяются и любые другие учебные заведения России. Правда, с иными условиями. К примеру, Москва участвует в эксперименте "неправильно". В 2004 году для эксперимента был выработан специальный учебный план. Он выстроен исходя из идеологии профильного обучения: дети не только глубже изучают то, что они выбрали, но и меньше учат из того, что не выбирали: Московские школы на этот учебный план не перешли. Школы стали профилироваться, давать ученикам серьезные знания по определенным предметам, но разгрузиться по другим дисциплинам не разрешалось Базисным учебным планом 1998 года (Базисный учебный план 1998 и 2004 годов опубликован на с. 21-24 этого номера).