Профилизация не позволит управлять школой по старинке

Подготовить новую серию учебников поможет уже начавшийся совместный проект Российской Академии наук, Российской академии образования и крупного издательства.

С образовательными программами, которые готовят сами школы, ситуация не изменится. Все будет происходить так, как и было с 1993 года, - в России по п. 5 ст. 14 Закона "Об образовании" образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением. При этом есть примерные образовательные программы, разрабатываемые на федеральном уровне. Они базируются на государственном стандарте общего образования. Федеральные органы власти по-прежнему станут инициировать обновление и разработку принципиально новых примерных образовательных программ, а школы, в зависимости от того, какие у них имеются материальные и кадровые ресурсы, будут создавать свои программы, в том числе по профильному обучению.

Интересные результаты ожидаются в области организации образовательного процесса школы, перешедшей на профильное обучение. Идея гибкого расписания подразумевает, что учащийся может выбирать те курсы, которые он хотел бы посетить в соответствии со своим учебным планом. Школа путем сложного переустройства должна обеспечить ему эту вариативность.

Также меняется система оценивания учебных достижений учащихся в сторону рейтинговой оценки, когда по итогам усвоения модулей или отдельных их компонентов открыто, "прозрачно" выстраивается система баллов. Она более гибкая, чем нынешняя, где в два интервала - между "тройкой" и "четверкой", "четверкой" и "пятеркой" - "закладываются" все учащиеся. Это слабая дифференциация, которая не позволяет говорить о реальных достижениях.

Стараются уйти и от другой косной системы, существовавшей до последнего времени, - системы оплаты труда школьных учителей и тех преподавателей, которые приглашаются со стороны. Сейчас она отдана на волю субъектов Федерации. Единая сетка упразднена, и ряд регионов энергично вводит собственные региональные системы оплаты труда в школе.