Профессиональный портрет социального педагога

Обязательные качества этого специалиста – эмпатийность, психологическая грамотность, деликатность, тактичность. Человек, избравший эту профессию, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной и общей культурой. Он обязан уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою роль в защите прав человека на достойную жизнь, иметь твердые нравственные принципы.

Профессиональные стандарты, требования к социальному педагогу, социальному работнику основываются на кодексе этики и профессиональных умений, базирующемся на фундаментальных общечеловеческих ценностях, увеличении достоинства и уникальности каждой личности, ее прав и возможностей. В соответствии с кодексом социальный педагог (социальный работник) рассматривается как работник социальной педагогической службы, осознающий свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества их жизни. Кодексом выделены следующие основные позиции:

не поучать, не приказывать, не запрещать; вдохновлять и побуждать клиента к действию, инициативе, творчеству, помогая ему жить, опираясь на собственные личностные возможности, уважая достоинство и уникальность своей личности;

уметь слушать клиента, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявить деликатность, чувство такта;

быть коммуникабельным, общительным, контактным, уметь разговорить клиента, совместно определить пути решения проблемы; уметь быть нужным, интересным для окружающих, направляя на это свои личностные возможности, эрудицию, опыт;

быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, другими субъектами социальной работы; обеспечивать субъектную позицию самого клиента, не допускать унижения его достоинства формами оказываемой ему благотворительной помощи;

уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении им собственных проблем, строить взаимоотношения на основе диалога, на равных;

всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия; не осуждать, не упрекать клиента, уважать его достоинство; предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать клиента от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения;