Профессиональные творческие познавательные задачи

Графическое изображение информационных связей и отношений необходимо в том случае, если педагог имеет недостаточно ясное представление о структуре информации. Если же педагог может мысленно построить и проследить последовательность развития решения поставленной проблемы, то графическое изображение не обязательно. Однако и в том и в другом случае необходимо осуществить проектирование объяснения поставленной проблемы и раскрытие способов ее решения через гипотетические построения, их обсуждение и оценку результатов. Затем производится моделирование диалогических приемов обсуждения проблемы. Благодаря выстроенным гипотетическим линиям решения, их анализу и выбору наиболее рационального решения у педагога появляется возможность развивать продуктивное мышление учащихся.

В целях тренировки в построении проблемного обучения предлагаем продолжить анализ содержания названных выше проблем. Попытайтесь рассмотреть вопросы, входящие в содержание генеральных проблем, в качестве частных проблем, определить их содержание, обосновать их взаимосвязи, выделить генеральные и вспомогательные понятия, требующиеся для интерпретации теоретических положений и пояснения учащимися.

Предлагаем серию познавательных задач, направленных на изучение педагогической деятельности по технологии проблемного обучения.

Задача 1. Выдвижение учебной проблемы.

Рассмотрим вопрос о том, каким способом может быть поставлена проблема в качестве образовательной цели. Одним из наиболее типичных способов является адаптация научной проблемы к психолого-педагогическим условиям учебного процесса. Попытаемся осуществить этот педагогический прием. Выделите одну-две научные проблемы в области той науки, основы которой изучаются учащимися школы. Для этого воспользуйтесь текстом учебника. Изучите информационную систему проблемы на уровне ее освещения в школе и выявите логику ее раскрытия, опишите ее в виде содержательного плана. Таким образом определяется содержание проблемы, подлежащей изучению учащимися.

Задача 2. Информационное содержание учебной проблемы.

Основным источником выдвижения информационной проблемы в процессе обучения является наука. Рассмотрим этот процесс на примере учебного курса педагогики.