Проектирование содержания профильного образования на основе электронной модели
Системообразующим фактором процесса обучения является содержание образования, и от того, как осознан состав содержания, как оно структурировано, зависит деятельность учителя и учащегося, то есть педагогическая технология. Отметим особенности этой деятельности на современном этапе:
• если раньше практически все вопросы, связанные с формированием содержания образования, решались далеко за пределами общеобразовательных учреждений, то в связи с введением Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования ситуация резко изменилась: так как школа получила право существенно влиять на состав и структуру реализуемого в ней содержания образования, то работа по его конструированию стала во многом внутри школьной;
• переход к профильному обучению способствовал переводу содержания школьного образования из стабильной категории в достаточно динамичную.
Отсюда следует необходимость разработки доступных для школ технологий такой деятельности. Рассмотрим современную структуру проектирования и разработки содержания образования в условиях информатизации образования. Входные данные для всей структуры проектирования и разработки содержания образования - федеральный компонент Государственного стандарта, федеральный базисный учебный план, федеральные и региональные учебники, примерные про-граммы, которые реализованы нами в виде электронной модели образовательной программы.
Модель образовательной программы школы — электронный ресурс, позволяющий формировать образовательную программу образовательного учреждения в полном соответствии с требованиями федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта; конструировать учебно-тематическое планирование по каждому учебному предмету в соответствии с реализуемой образовательной программой: ее содержанием и обеспечением. Модель образовательной программы школы включает:
• федеральный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта, представленные в виде взаимосвязанных целевых и дидактических единиц по каждому учебному предмету;