Проектирование систем общего и профессионального образования
Субъектом педагогического проектирования является педагог, объектом – педагогические системы, процессы и их компоненты, целью – решение педагогических задач, результатом – проект педагогического объекта.
В.С. Безрукова выделяет три этапа проектирования: моделирование, проектирование и конструирование.
На этапе моделирования происходит разработка обобщенного образца, модели как общей идеи создания нового педагогического объекта, и намечаются основные пути ее достижения. Если в технике модель – это образец, служащий эталоном для серийного воспроизведения, то педагогическая модель – это идея организации, осуществления и развития педагогического объекта, реализация которой может осуществляться по-разному. К педагогическим моделям относятся концепции развития учебных заведений, педагогические теории и концепции и т.п.
На этапе проектирования создается проект, т.е. осуществляется конкретизация разработанной модели для определения педагогических условий. Педагогический проект содержит данные для последующей детальной разработки педагогического объекта. К педагогическим проектам относятся учебные планы и программы, квалификационные характеристики, методические рекомендации, планы воспитательной работы и т.п.
На этапе конструирования проект детализируется до базовых компонентов объектов, в том числе до конкретных действий реальных участников педагогических процессов, находя свое воплощение в различных конструктах.
Педагогический конструкт содержит конкретные данные и позволяет представлять и корректировать любой педагогический объект. К педагогическим конструктам можно отнести планы и конспекты уроков, сценарии воспитательных мероприятий, графики контроля выполнения заданий, дидактические материалы, расписание и т.д.