Проблемы социального воспитания в эпоху средневековья

Воспитание детей начиналось прежде всего в семье. У восточных славян была распространена такая форма воспитания, как ремесленное ученичество. В соответствии со сложившимися у славян обычаями, дети знати отдавались до 7-8 лет на воспитание в другую семью . Большую роль в рассматриваемый период имела военная подготовка подростков, а также профессиональное овладение военным искусством будущих дружинников, которая осуществлялась в специальных домах – гридницах. Таким образом, воспитание у восточных славян все более приобретало семейно-сословный характер.

Новые основания в древнерусское воспитание заложило христианство. Крещение Руси было осуществлено князем Владимиром Святославичем в 988 г. Православие с его византийскими традициями становится официальной религией Киевской Руси. Соединение древнеславянской культуры с восточным христианством дало начало древнерусскому православию и его пониманию воспитания человека. Отличительной особенностью древнерусской культуры, воспитания и образования стало и то, что языком богослужения, литературы, а значит, и школы оказался славянский язык.

Цель воспитания и обучения христианина – спасение души. Отсюда и задача наставника, педагога – направить человека на путь спасения, научить преодолевать свою греховную сущность. Все педагогические усилия сконцентрированы на работе над человеческой душой. Именно она становится не только объектом педагогического воздействия, но и его целью.

Особую роль играла доступная для широких кругов населения церковно-учительская литература, которая охватывала широкий круг морально-нравственных проблем и разъясняла основы православия в краткой и образной форме . Ценные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержатся в «Поучении детям» Владимира Мономаха . Выдвинутые Мономахом идеи оказали большое влияние на развитие педагогической мысли в Древней Руси.

Христианская педагогика, чтобы наставить человека в жизни, применяла такие методы воздействия, как убеждение и наказание. Важным средством воздействия на формирование личности служила исповедь. Значительной по своему воздействию на ребенка была молитва. Важное значение в формировании человека имели посты, к которым приучались с детского возраста.