Проблемы социального воспитания в эпоху средневековья

Официальной идеологией воспитания и обучения становится конфуцианство, которое в XII в. было подвергнуто ревизии. В результате получает распространение неоконфуцианство – идейная основа теории и практики воспитания в Китае. Особую роль в этом сыграла деятельность философа и педагога Чжу Си. Целью воспитания являлось безусловное подчинение младших старшим, детей – родителям, подчиненных – своим руководителям. На последнем этапе средневековой истории на основе идей неоконфуцианства были определены правила поведения.

3. Социальное воспитание у восточных славян в Киевской Руси и в Русском государстве

До начала X в. восточные славяне прошли длительный путь своего развития. В период первобытного общества воспитание осуществлялось путем включения детей в различные виды деятельности. Этот процесс носил общественный характер, поскольку личные интересы подчинялись интересам общины. Однако даже в условиях, когда община являлась своего рода совокупным воспитателем, важнейшие педагогические обязанности выполняли наиболее опытные ближайшие родственники. Воспитание было равным, хотя имелись различия в воспитании детей, определяемые прежде всего полом. Достигавшие половой зрелости проходили специальную подготовку, которая дополнительно к навыкам охотиться и изготавливать орудия труда развивала выносливость, дисциплину, приобщала к религиозным тайнам. Большую роль во всем этом играли нормы воспитания, обычаи и обряды, связанные с жизнью древних славян. Подготовка подростков завершалась обрядом инициации, когда они должны были доказать свою физическую и социальную зрелость.

Постепенно развитие экономических процессов приводит к выделению из родоплеменного коллектива малой семьи как самостоятельной хозяйственной ячейки. Имущественное и социальное неравенство приводит к обособлению различных социальных слоев. Этот процесс вносит заметные изменения в педагогическую практику и превращает воспитание из всеобщего, равного в семейно-сословное. Цели, содержание и формы воспитания для разных социальных групп становились разными. Объединяло их то, что воспитание осуществлялось в соответствии с языческим мировоззрением древних славян.