Проблемы социального воспитания в эпоху средневековья

Важно учесть, что исламское воспитание в эпоху Средневековья осуществлялось на базе своеобразного сплава шариата, лежавшего в основе этических норм поведения, и адата, позволявшего использовать народные исторические традиции и обычаи.

Определенные изменения претерпели индуистская и буддийская педагогические традиции в Индии.

При сохранении кастовой системы построения общества индуистское обучение и воспитание во многом определялось принадлежностью к определенной касте. Более доступной была система буддийского образования. Дети с 5-8 лет и до 15-28 лет обучались в буддийских монастырях, в которых большое внимание уделялось воспитанию послушания. Обучение имело ярко выраженную религиозно-философскую основу. Буддийские монахи выработали последовательную систему обучения и воспитания, которая неплохо учитывала возрастные особенности детей. В этой системе можно выделить несколько принципов: возможно меньшее количество учеников у одного наставника; достижение духовной близости ученика и учителя; комплексное развитие ума, нравственности, памяти, физической культуры и т.д.

Брахманские и буддийские педагогические традиции пришли в упадок в XI-XII вв. в связи с тем, что значительная часть Индии была завоевана мусульманами. Поэтому исламизм оставил заметный отпечаток на теории и практике воспитания в Индии. В средневековой Индии постепенно сложилась система образования, которая существовала уже в исламском мире, хотя она имела и свои особенности. Учились как дома, так и в школах, которые существовали при мечетях и монастырях.

Высшее образование мусульмане получали в медресе и даргабах . В обязательном порядке изучался арабский язык.

В XVI в. в Индии были предприняты меры по обновлению системы мусульманского образования. Попытки реформирования образования объяснялись стремлением правителей того времени приблизить школу к практическим потребностям.

Заметные изменения в системе воспитания и обучения в Средневековую эпоху произошли в Китае. В период со II в. до н.э. по II в. н. э. появилась бумага для письма, что сильно изменило средства обучения, повысив его эффективность.