Проблемы социального воспитания в эпоху средневековья

Важное место в мусульманском мире отводилось воспитанию нравственности. Видный мыслитель XI в. Абу Хамид аль-Газали настаивал на необходимости уже с ранних лет приучать детей к скромности, умеренности и справедливости, развивать в них способность сдерживать свои желания, закалять физическими упражнениями. Особое внимание он уделял необходимости воспитания у детей нравственных качеств путем подражания идеалу и самовоспитания.

Арабский мыслитель XIV в. Абдаррахман Ибн Хапун необходимость обучения видел в социальной природе человека, который может реализовывать себя только в отношениях с другими людьми в рамках общества. Причем эти отношения должны служить интересам личности и общества.

В середине X в. стали возникать высшие учебные заведения – медресе, которые в XI-XII вв. получили распространение по всему Ближнему Востоку. В них преподавались традиционные науки и мусульманское право.

Известный ученый и философ Абу Наср аль-Фараби главную цель воспитания видел в том, чтобы подвести человека к счастью через овладение добродетелью, стремление совершать добрые дела.

Главную цель воспитания сформулировал другой выдающийся мыслитель арабско-мусульманского мира Абу Рейхан Мухаммед аль-Бируни. Он считал, что важнейшей задачей воспитания является очищение души и тела от дурных наклонностей, бесчеловечных обычаев, фанатизма, жажды власти.

Ученые Востока оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли. Их идеи о роли семьи, нравственности в воспитании ребенка, о соотношении видов воспитания и многие другие впоследствии были восприняты в Западной Европе.

В начале XVI в. Ближний Восток был завоеван турками и вошел в состав Османской империи. Однако структура и содержание обучения и воспитания мало изменились.