Проблемы социального воспитания в эпоху средневековья
Основу философских теологических представлений Фомы Аквинского составляет положение об объективной реальности бытия и возможности познания мира человеком, способного к восприятию истины с помощью чувств и абстрактного мышления. Признавал сосуществование в человеческом сознании двух типов интеллекта: «пассивного», усваивающего опыт и «активного», являющегося источником познания. В то же время Фома Аквинский считал, что конечный человеческий разум не способен познать Бога, т.е. не доступен познанию. В философской системе заслуживает внимания новый подход к обучению и воспитанию, который нашел отражение в трактате «Об учителе». Роль учителя важна в духовном становлении личности.
2. Система воспитания на Средневековом Востоке. Особенности мусульманской педагогики
Огромную роль в воспитании подрастающего поколения на Средневековом Востоке играли религии: ислам, буддизм, индуизм.
Важнейшим социальным институтом воспитания в мусульманском мире признавалась семья. Ответственность за воспитание детей как перед Аллахом, так и перед общиной нес отец семейства. Именно в семье начиналось воспитание покорности, скромности и веры. Особенностью исламского воспитания является раздельное воспитание мальчиков и девочек в семье. В VIII-IX вв. в исламских странах Ближнего Востока школы существовали не только в городах, но и в крупных селениях. Начальная школа была частной. Феодальная аристократия нанимала домашних учителей.
Мыслители средневекового арабского Востока оставили немало ценных педагогически идей. Так, арабский писатель IX в. Мухаммед Ибн Сухнун писал о необходимости учитывать индивидуальные особенности детей, довольно осторожно высказывался о физических наказаниях, которые следовало применять лишь как крайнюю меру для детей старше 10 лет. Великий ученый и врач Абу Али Ибн Сина советовал воспитывать ребенка вместе с другими детьми.