Проблемы социального воспитания в эпоху средневековья
Значительным письменным памятником культуры XVI в. является «Домострой». Некоторые его главы непосредственно посвящены воспитанию. Содержание этого документа пронизано особой ответственностью родителей за правильное религиозно-нравственное воспитание своих детей, причем с учетом их возраста и особенностей.
Немалый вклад в развитие воспитания педагогической мысли внесли выдающиеся деятели русской культуры И. Федоров, Ф. Ртищев, В. Бурцов, С. Полоцкий, Е. Славинецкий, С. Медведев, К. Истомин и др. Однако к концу XVI в. образование было достоянием только знати и духовенства, а также зажиточных городских слоев. Основная масса населения по-прежнему оставалась неграмотной.
Во второй половине XVII в. в русском обществе сложилось несколько подходов к воспитанию и обучению. С. Полоцкий, С. Медведев, С. Яворский выступали за развитие в России западноевропейского просвещения. Обучение, по их мнению, должно было проводиться на латинском, греческом и родном языках.
Сторонниками грекофильского образования, ориентированного на византийско-русскую традицию, выступали Е. Славинецкий, Ф. Ртищев, К. Истомин и др. Решительными противниками всех новшеств в воспитании и обучении выступали в этот период старообрядцы во главе с протопопом Аввакумом.
В целом в конце рассматриваемого периода в противоречивых условиях складывались предпосылки развития просветительских реформ в России.
Таким образом, эпоха Средневековья оказала огромное влияние на всю дальнейшую социально-педагогическую практику и теорию. Большую роль в воспитании подрастающего поколения играла религия.