Проблема оценки готовности к введению профильного обучения

5. Индикаторы времени. Введение профильного обучения и подготовка к нему – процессы, требующие определенного времени. Как уже отмечалось, если имеет место спешка и искусственное форсирование перехода на профильное обучение, возникает риск низкого качества, а то и профанации перехода на профильное обучение. Но и растягивать эти процессы на неопределенный срок также неразумно. Поэтому необходимо всегда увязывать достижение неких главных и промежуточных целей со временем.

В ходе исследования нами сформулирован набор требований к индикаторам, которые должны использоваться в рамках системы мониторинга готовности к введению ППП и ПО:

– способность отражать значимые, ключевые характеристики оцениваемых параметров;

– возможность назначения целевых значений индикатора;

– соответствие особенностям уровней системы образования;

– экономичность и минимизация системы индикаторов с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;

– инструментальность и технологичность используемых индикаторов (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

– целостность и взаимодополняемость индикаторов;

– удобство применения и возможность использования индикаторов как во внешней оценке готовности к введению ПО, так и для самооценки, внутреннего мониторинга и экспертизы.

При практическом использовании предложенной системы индикаторов представляется целесообразным следующее. Во-первых, необходимо иметь в виду, что работа с индикаторами ни в коем случае не самоцель, а лишь средство, инструмент для получения обоснованных выводов о готовности региона к введению ППП и ПО. Во-вторых, при выводах о мере готовности региональной образовательной системы к введению профильного обучения желательно ориентироваться на укрупненные группы индикаторов, что заметно сокращает число обобщенных единиц оценки.