Природа всемирного историко-педагогического процесса

С точки зрения такого подхода педагогическая практика предстает в качестве явного или неявного, авторитарного или не авторитарного руководства процессом развития человека со стороны более опытных людей. Педагогическая практика может осуществляться как 1) своеобразное принуждение, 2) управление и надзор, 3) приспособление к действительности, 4) помощь в жизни, 5) создание условий для развития и роста. Педагогическая мысль есть совокупность общественных представлений о воспитании Днепров Э.Д. Знания о нем существуют на обыденном и теоретическом уровнях в рамках различных мировоззренческих систем.

Определение места историко-педагогического процесса в системе социального наследования позволяет раскрыть его атрибутивный характер по отношению к общественной истории, независимый от его конкретно-исторических форм существования.

3. Всемирный характер историко-педагогического процесса и конкретно-исторические формы его существования.

Трактовка историко-педагогического процесса как атрибута социальной формы движения позволяет говорить о его всемирном характере. В то же время как эмпирическая данность всемирный историко-педагогический процесс существует в форме фактически бесконечного множества конкретных многообразных педагогических феноменов, локализованных во времени и пространстве, которые предстают перед взором исследователей как единственные объективно существующие реальные воплощения этого процесса.

Традиция рассмотрения истории человечества как всемирной была положена К.Шмидтом в основу первой серьезной попытки осмысления всемирного характера историко-педагогического процесса – в фундаментальной «Истории педагогики во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурной жизнью народов» Автор утверждал, что история педагогики имеет своей основой историю человечества, которая невозможна без развития воспитания и обучения. Всемирная история есть история развивающегося духа человека. Шмидт трактовал историю педагогики как одну из форм самопознания человечества. Усматривая вслед за Гегелем сущность истории в закономерной смене ступеней в общем поступательном саморазвитиии разума , стремящегося к самопознанию, К.Шмидт представил мировое педагогическое развитие как движение от периода детства и юности к зрелости , на определенном этапе которого формируется «законченная теория воспитания», обеспечивающая его утверждение на прочных началах. Всемирно-исторический процесс для него - поступательно развивающаяся целостность.