Природа всемирного историко-педагогического процесса

В последние десятилетия усилилась тенденция, связанная со стремлением рассматривать воспитание в контексте широких социализирующих процессов и общественных условий его существования и реализации, без учета которых невозможно объяснить конкретные цели, содержание, формы, методы, средства, результаты воспитания, причины его успехов и неудач в конкретных исторических условиях, направленность, тенденции и закономерности эволюции в различные культурно-исторические и социально-экономические эпохи. Историко-педагогическое исследование «понимается при этом как средство эмпирического и теоретического широкого социального исследования. Главным вопросом истории педагогики стало не то, как считали, как можно и должно воспитывать человека, и не то, как человека воспитывали, а то, как при данных конкретных исторических условиях и обстоятельствах и при определенном, имевшем место в данных конкретных исторических ситуациях целеполагании формировался определенный тип личности – иногда благодаря, иногда вопреки целенаправленному воспитанию, а чаще всего – в результате взаимодействия формального и неформального воспитания и образования» .

С начала б0-х гг. на фоне нарастающего недовольства школой, системой формального образования, продемонстрировавшей свою неспособность продуктивно решать многие педагогические проблемы, в западной науке резко возрос интерес к истории педагогики как важнейшему источнику понимания современных вопросов воспитания и обучения. При этом в центре внимания оказалась не история формального образования, а развитие всего процесса воспитания как целенаправленного воздействия, направленного на передачу знаний, формирование умений, ценностных отношений. История педагогики обнаружила тенденцию к максимальному охвату всех социализирующих процессов. По словам Ф. Николина, она стала стремиться к изучению предпосылок и следствий воспитания в их социокультурном контексте и в составе социальной системы. История педагогики стремится осмыслить эволюцию социализации сквозь призму проблем, связанных с конструированием и реализацией воспитательного процесса, все более проясняя его взаимосвязи с прочими факторами и механизмами очеловечивания индивидов в различные эпохи у различных народов.