Природа всемирного историко-педагогического процесса

Именно на этой основе формируется научное знание о сущности процесса социализации и развития человека и, как их составной части, о сущности воспитания. Являясь целенаправленным процессом физического и духовного развития человека, как субъекта общественной деятельности и социальных отношений, носителя и творца культуры, воспитание предстает как явное или неявное руководство развитием человека,

История педагогики интерпретирует всю совокупность вовлекаемых в исследование данных с точки зрения целостной реконструкции воспитания и представлений о нем и его отдельных элементах у различных народов в условиях различных эпох и культур, с точки зрения раскрытия специфики его конкретно-исторических форм существования, их динамики, причин эффективности, успеха и неудач, логики, тенденций, направленности, закономерностей и альтернатив развития. Взгляд историка педагогики есть взгляд педагога, обращенный в прошлое, сопрягаемое с настоящим, ибо всегда учитывается современное состояние педагогической теории, со относимость с актуальными сегодня проблемами воспитания и педагогической мысли, их достижениями, просчетами, уроками. Сие, естественно, отнюдь не исключает, а предполагает понимание педагогических феноменов прошлого «изнутри» тех эпох и культур, к которым они исторически относятся, делает необходимым проникновение в специфические для их времени способы видения, постановки и решения проблем воспитания.

Природа истории педагогики как науки педагогической определяет и смысл историко-педагогической интерпретации как: познавательной процедуры. При этом, естественно, история педагогики оказывается наукой и исторической, и социологической , и антропологической . Но все же история педагогики изначально и сущностное есть наука педагогическая. Это и определяет ее онтологический статус в структуре научного знания, задает рамки объекта и границы предмета, исследовательскую проблематику.