Природа всемирного историко-педагогического процесса

Взгляд на историю педагогики как на науку педагогическую предполагает изучение историко-педагогического процесса сквозь призму проблематики, которую в конечном счете задает предмет педагогики, естественно, имея притом в виду своеобразие его исторического рассмотрения.

Предметом педагогики является воспитание , а также способы получения и организации знания о нем. …Очевидная междисциплинарность воспитания как объекта научного исследования породила мнение, согласно которому педагогика не имеет собственного содержания, а опирается на данные любых наук, помогающие решать проблемы воспитания и обучения. Именно такую точку зрения отстаивал Д. Дьюи. Однако аргументировалась и противоположная позиция. Э. Мейман, доказывавший, что педагогика есть самостоятельная наука, писал: «Сколько бы она не пользовалась для своих целей результатами общей психологии, патологии, изучения детей, логики, этики, эстетики, она всегда подходит ко всем этим результатам с новой, только ей одной свойственной, точки зрения, с точки зрения воспитания. И благодаря этому все проблемы, которые кажутся, на первый взгляд, проблемами психологии, этики и т.д., изменяют свой характер, когда делаются вопросами воспитания» .

Педагогика изучает воспитание с точки зрения выявления его структуры, закономерностей функционирования и развития его взаимосвязанных элементов , взятых в широком контексте всех сфер общественной жизни , и разрабатывает наиболее эффективные модели воспитательного процесса, а также пути и способы их практической реализации. Педагогика рассматривает возможности воспитания как эффективного формирующего воздействия на человека, обеспечивающего реализацию социально и личностно значимых целей Осмысление роли и места воспитания в жизни общества и отдельной личности, его необходимости и потенций, результативности и границ, структуры и механизмов, связи воспитания с социальной практикой и общественным сознанием, его соотношения с социализацией и развитием индивидов ставят трактовку воспитания в прямую зависимость от понимания природы человека, общества, познания.