Принципы взаимодействия семьи и образовательных учреждений

Например, отдельные славянские племена еще в языческий период своего развития препоручали функции охраны своих территорий и угодий, поддержания на них мира и порядка дружинам других племен и народов, в частности варягам. Принятие ими православия, или восточной, византийской конфессии христианства, делающего основную ставку на государственную власть, привело лишь к расчленению общества на различные социальные сословия в зависимости от принадлежности к определенному роду, а не от служения на благо общества и государства.

Таковым, например, в России являлось сословие бояр. Для того чтобы привлечь их на службу государству, понадобились петровские реформы, направленные на создание в соответствии с табелем о рангах нового социального сословия — дворянства. Однако и это не пробудило политическую активность большинства населения, закрепив лишь политическое господство в обществе небольшой группы людей в качестве правящей его элиты.

Еще большей проблемой оказалось развить политическую активность и гражданские качества белорусского народа, лишенного на протяжении столетий своей государственности. Здесь длительное время совершенствовались лишь родовые или племенные отношения, основанные на противопоставлении «своих» и «чужих», тенденции объединения и интеграции в единую общность «мы» на основе единого покровителя духов, единых сельскохозяйственных угодий, патриархальных отношений в семье, главным критерием которых выступали экономические отношения и общественное разделение труда. Преимущественно сельский образ жизни делал политику неактуальной.

Социально-природные и социокультурные отношения в древнегреческом обществе были интегрированы в единую систему и послужили своеобразным образцом политического устройства для большинства стран Западной Европы. Для многих славянских народов социальная интеграция в обществе осуществлялась отнюдь не на основе государственности и учения о государстве, в качестве которого выступала политика.