Принципы взаимодействия семьи и образовательных учреждений

Нет сомнений в том, что пространство духовного развития нации должно быть открытым для взаимодействия с куль-турами других народов, обмена культурными ценностями, без чего это развитие невозможно. Диалектика общечеловеческого и национального, «закрытого» и «открытого» духовного пространства развития человека и определяет специфику каждой нации на том или ином этапе ее исторического развития. Стремление превратиться в закрытую систему неизбежно ведет к национализму.

Совершенно очевидно, что реформа школы и системы образования в целом неотделима от социально-политического реформирования общества и, в частности, от задач построения гражданского общества и совершенствования его политической системы.

Еще древние греки, и в частности древнегреческий философ Аристотель, определяли человека как существо политическое или политическое животное, которое, в отличие от всех других животных, участвует в управлении тем обществом, в котором живет, вырабатывает и реализует те или иные политические решения. Уровень политического сознания и политической активности человека является своеобразным индикатором уровня его цивилизационного развития. Однако человек — существо социальное и его цивилизационное развитие неотъемлемо от цивилизационного развития общества, в котором он живет. Уровень цивилизованности этой политики зависит от уровня цивилизационного развития народа, нации, этноса, который существенно различается на Востоке и Западе, на различных континентах и в различных странах.

В отличие, например, от древних греков, сумевших еще в доисторическое время создать основы гражданского общества для свободных людей или граждан как особую форму общественного самоуправления, далеко не все народы могут похвастаться как гражданскими свободами, так и возможностью их осуществления. И дело здесь не столько в злой воле политических лидеров или несостоятельности политических режимов. И то и другое во многом зависит от исторических особенностей развития этих народов, их менталитета, традиций, сложившегося образа жизни. В Западной Европе, на-пример, политическая активность населения традиционно достаточно высока, чего нельзя сказать о восточных странах и народах, в том числе и о славянских народах, для которых общинные принципы организации жизнедеятельности, выработанные в процессе взаимодействия с природой в определенных географических и климатических условиях, всегда были важнее искусственных или сугубо культурных, цивилизационных форм организации жизнедеятельности через государственную организацию и строительство политической системы.