Принципы взаимодействия семьи и образовательных учреждений

Одним словом, принципы взаимоотношения школы и семьи отражают прежде всего сложившиеся отношения между государством и гражданским обществом. И поскольку государству в этом процессе всегда отводится «пальма» первенства, преемственность между семейным и школьным воспитанием обеспечить не удается. Применяемые образовательные технологии односторонне ориентированы лишь на результаты преобразований, ученик же существует для системы, а не система для ученика. В центре заданной системы не динамическая личность ученика с его природными возможностями, способностями, устремлениями, а массовые мероприятия. Так развивалась и утверждалась педагогика мероприятий, которая привела к отчуждению ученика от школы, а семьи — от учебного заведения. Идеология породила пренебрежение к человеку, а бюрократизм деформировал методику воспитания в сторону командно-административных подходов. И это закономерно. Моноидеологии требовалась личность исполнительского типа. Школа, подчиняя семью, окружающую ребенка среду, стала работать на производство человека-винтика.

Между тем семья как представитель гражданского общества не только отражает существующий менталитет народа, его традиции и особенности социально-исторического развития, но и выступает как своеобразный социокультурный феномен, развивающийся относительно независимо от существующей политики государства и тем более от пожеланий педагогов. Ментальность народа и жителей отдельных регионов и поселений выступает как нечто естественное, само собой разумеющееся, часто даже как импульсивное поведение и реагирование, мало подверженный сознанию образ мышления. Обычно мы обращаем на него внимания не больше, чем на воздух, которым дышим. При отсутствии воздуха мы задыхаемся, а при отсутствии социокультурной преемственности мы разрушаем ту духовную основу, на которой только и можно построить эффективные технологии. Это становится неизбежным при опоре на существующую просвещенческую парадигму образования с ее ориентацией лишь на экспериментальную психологию как исходный пункт разработки педагогических технологий и цивилизационного развития.