Принципы социально-педагогического взаимодействия учреждений и семьи

Успех взаимодействия образовательных учреждений и семьи в деле воспитания ребенка во многом определяется принципами и методами, которые, с одной стороны, обусловлены целями воспитания, а с другой — методологическим подходом. Именно в методе как в обобщенном образе деятельности в явном или неявном виде заключены и основные подходы к определению педагогических принципов. Если за основу, например, берется естественнонаучный подход с его ориентацией на выявление основных объективных закономерностей педагогического процесса, то и педагогические принципы в данном случае не выходят за рамки этих требований. Принципы системности, всесторонности, определения причинно-следственной зависимости, экспериментальной проверки и т. д. являются важнейшим способом рассмотрения человека как объекта изучения, объекта педагогического воздействия. Проблема личности и тем более ее субъективного мира как бы отодвигается на второй план. И наоборот, при использовании социокультурного подхода они выдвигаются на первый план. В центре внимания здесь оказываются ценности и ценностные ориентации, интересы, потребности, мотивы, механизмы подражания и т. д. Среди них на первый план выдвигаются антропологические принципы.

Центральной проблемой образования всегда была и остается проблема человека как субъекта самостоятельной деятельности и ответственного поведения, наделенного со-ответствующим сознанием и самосознанием и имеющего для этого необходимые энергетические и другие жизненные ресурсы.

Само по себе его формирование и развитие не является стихийным процессом, а осуществляется целенаправленно. В связи с этим он требует соответствующей педагогической поддержки и специального воздействия извне. Для этого, собственно, и существует педагогическая наука, предмет которой нередко трактуется как постижение законов воспитания. Однако в условиях личностно ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учеником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при личностно ориентированном подходе он выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Такая позиция становится определяющей и при налаживании взаимодействия с семьей.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  Следующая > В конец >>