Принципы социально-педагогического взаимодействия учреждений и семьи

• формирования цели смысла жизни учащихся;

• формирования нравственного самосознания школьников и их нравственно-политической культуры.

При этом принципы нравственно-политического, социально-психологического и социально-педагогического взаимодействия становятся исходным пунктом для налаживания партнерских отношений между семьей и школой. Учитывается прежде всего то обстоятельство, что ребенок руководствуется не научными истинами, а здравым смыслом, воспринимаемым живущими в данном социокультурном пространстве как нечто само собой разумеющееся. Его развитие осуществляется только через развитие его самосознания или сознание им того, что оно есть на самом деле, в чем выражается его смысл жизни. Процесс этот неразрывно связан с освоением социокультурного пространства и времени, смена которого происходит вслед за сменой основополагающих ценностей. Поэтому задачей взаимодействия семьи и школы является выработка оптимального для данного ребенка проекта его жизнедеятельности на определенном историческом этапе и в определенных социокультурных условиях.

Результатом таких партнерских отношений между учителем и родителями является единство смысла предполагаемых занятий ребенка и их оценки, единство их мировоззренческой позиции и одинакового понимания происходящего, прежде всего поведения ребенка. Они начинают говорить на одном и том же «языке», вкладывают в одни и те же понятия один и тот же смысл, придерживаются одного и того же ценностного отношения, представления о нормальном, нравственном, красивом и т. д. Пока этого нет, общение между школой и семьей может напоминать спор между глухими и слепыми. Эффективное взаимодействие между учреждениями образования и семьей возможно только при достижении со-ответствующего консенсуса относительно социальной нормы, педагогических и других идеалов, нравственных убеждений и эстетических вкусов.

Единая для всех правовая, нравственная, социальная норма становится основой формирования воли ребенка. Это, пожалуй, самое важное и самое трудное в системе взаимодействия семьи и школы. Под волей чаще всего понимается сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.