Принципы социально-педагогического взаимодействия учреждений и семьи

Его профессиональные умения направляются в данном случае не просто на контроль знаний и умений школьников и изложение соответствующих претензий к родителям, а на диагностику их деятельности, чтобы квалифицированными действиями вовремя помочь устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Из администратора и контролера он превращается в соратника и помощника, а педагогика насилия — в педагогику сотрудничества.

Однако одного желания переориентировать педагогическую деятельность и формы взаимодействия учреждений образования с семьей еще недостаточно. Здесь требуется некий мировоззренческий переворот в сознании учителя и родителей. Прежде всего требуется рассмотрение всех участников учебно-воспитательного процесса — учителей, родителей и учащихся — в качестве равноправных партнеров. И в этом плане немаловажную роль может сыграть знание основных принципов гуманистической психологии, согласно которой индивид:

• находится в центре постоянно меняющегося мира. Отсюда следует два вывода, принципиально важных как для педагога, так и для родителей: для каждого индивида значим собственный мир восприятия окружающей действительности и этот внутренний мир не может быть познан до конца никем извне;

• относится к окружающей действительности сквозь призму собственного восприятия и понимания;

• стремится к самосознанию и самореализации и обладает внутренней потребностью к самосовершенствованию;

• развивает чувство взаимопонимания, столь необходимое для развития личности, которое может быть достигнуто только в результате общения;