Принципы и специализация социально-педагогической деятельности
3. Специалист по работе с детьми и молодежью. Оказывает разностороннюю помощь детям и подросткам городского или сельского микрорайона, границы которых определяются органами муниципальной власти. В организации социальной работы с детьми он уделяет особое внимание развитию у детей и молодежи социальной инициативы, способствует их включению в различные службы города, села и на этой основе создает службы помощи социальному педагогу. Особая роль им отводится проектированию дошкольного воспитания за счет изменения метрики социального пространства и времени взаимодействия ребенка с другими людьми и одновременного раскрытия его духовной сущности, его потенциальных возможностей, обеспечению целостности его развития за счет единства внешних и внутренних его источников. При этом в первую очередь учитывается, что ребенок не столько рационально познает действительность, сколько эмоционально переживает ее. Его становление и развитие происходит на основе включения в существующую социокультурную практику, бессознательного и сознательного постижения его ценностно-нормативных основ, своего собственного «жизненного мира». Специалист по работе с детьми исследует прежде всего субъективный опыт ребенка, его «я-образ», алгоритмы его поведения и восприятия мира под влиянием соответствующего менталитета в семье, характера взаимодействия со значимыми для него взрослыми.
4. Специалист по организации культурного досуга. Организует социокультурную деятельность как детей, так и взрослых различных групп. В организации культурно-досуговой деятельности он создает приоритет семейным формам досуга.
5. Школьный социальный педагог. Это работник общеобразовательной и профессиональной школы, внешкольного, дошкольного учреждения, социального приюта, детского дома, школы-интерната, школы по реабилитации детей, других образовательных учреждений. В организации своей работы он отдает предпочтение созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защищает интересы личности, организует досуг, включение в социально полезную деятельность. Поддерживает постоянную связь с семьями учеников. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.