Принципы и специализация социально-педагогической деятельности

Такой сугубо антропологический подход в педагогической практике — чаще всего своеобразная реакция на односторонность трактовки социокультурного подхода. Его односторонность заключалась в том, что образование сводилось к росту знаний, развитию ума или же духовному совершенству, понимаемому как передача соответствующей информации и кодов культуры от одного поколения к другому. Она неизбежна и в том случае, когда культурный код представляется лишь как соответствующая идеология или педагогический идеал, научная модель или цель, определяемая на основе мыследеятельности.

Антропологический подход исходил из естественной, социальной и духовной природы человека и тем самым как бы преодолевал идеализм просвещения и духовного объективизма и субъективизма. Однако социокультурный подход не исчерпывался лишь теорией познания, или гносеологией. Он включал в себя онтологию, или образовательную среду, праксиологию, культурную антропологию и др. Такая односторонняя трактовка социокультурного подхода чаще всего возникала в результате одностороннего восприятия древнегреческой традиции, в которой наряду с теорией познания важную роль играло гражданское воспитание личности через образовательную среду. Гражданское воспитание в полисе было способом регулирования социальных отношений. В его основе лежала ориентация на духовные ценности культуры.

Такой подход был перенят и продолжен христианством. В Европе идея полиса сменилась идеей общего дома и двора. В России, например, после принятия христианства она нашла своеобразное законодательное воплощение в «Домострое», или своде правил поведения в семье. Семья с этого времени рассматривалась уже не просто как природная или родственная группа, а как социальный институт. регулируемый сводом социальных правил, в том числе и правил воспитания подрастающего поколения. Дальнейшим шагом на пути к совершенствованию этого воспитания стала идея двора, или дворянства. Двор, или имение, в отличие от дома, ограниченного рамками семьи, не исчерпывался уже родовыми или родственными отношениями. Он включал в себя целый штат воспитателей в виде нянек, дядек, гувернанток и т. п., каждый из которых выполнял свою воспитательную функцию. В то же время он сохранял основные характеристики рода, семьи, имени или имения, которые были призваны служить государству, воспитывать основные гражданские качества, прежде всего нравственные: честь, достоинство, патриотизм.