Принципы и критерии отбора содержания общего образования

- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

- видение новой проблемы в знакомой ситуации;

- видение структуры объекта и его новой функции;

- самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый способ деятельности;

- нахождение различных способов решения проблемы и альтернативных доказательств;

- построение принципиально нового способа решения проблемы, являющегося комбинацией известных.

При решении той или иной проблемы основные черты творческой, деятельности проявляются в различном сочетании и с разной силой. В самой сущности творческой деятельности заключена та ее особенность, что для ее осуществления нельзя указать систему действий. Эти системы создаются самой личностью.

Опыт отношений личности как компонент содержания общего образования и базовой культуры личности может быть рассмотрен как система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит не в знаниях и не в умениях, хотя он и предполагает их, а в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям. О значимости этого компонента содержания общего образования писал К.Д. Ушинский: «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования».

Эмоции и чувства всегда содержательны и есть особая форма отражения действительности. Культура чувств, подлежащая воспитанию у учащихся, не совпадает с культурой мышления, с объемом и системностью знаний. Это особый феномен, являющийся следствием социального развития человека. Опыт отношений человека вместе со знаниями и умениями есть условие формирования системы ценностных ориентаций, идеалов, а в конечном итоге -и мировоззрения личности.