Применение философских методов в методике профессионального обучения
Категории «суть» и «явление» также являются чрезвычайно важными в педагогике, так как при изложении необходимо добиваться понимания не только внешних явлений, но, главное, сути процессов и причинно-следственных связей, которые носят «общий характер». Например, при изучении генератора следует понимать, что суть его работы лежит во взаимодействии вращающихся электромагнитных полей, а наблюдаемое явление -это превращение энергии из одного вида в другой.
Важно определить, что в разных электроэнергетических процессах является причиной, а что - следствием. Надо помнить, что следствие - это результат какой-либо причины. Например, увеличение силы тока в цепи - это следствие, а причина может быть разная - уменьшение сопротивления, наличие короткого замыкания в цепи и т.д.
Частный метод, в отличие от общего метода, присущ только одной какой-нибудь науке и используется, главным образом, именно в ней. Так в педагогике есть такие частные методы, как педагогический эксперимент, наблюдение за поведением учеников, анализ успеваемости и т.д.
Рассмотрим некоторые категории и законы философии и примеры их реализации в физике, электротехнике, педагогике.