Причины непопулярности среди сверстников и направления коррекционной работы
Причины непопулярности ребенка в группе сверстников могут быть различными. На социометрический статус ребенка влияют и уровень развития навыков общения, и привлекательный (непривлекательный) внешний вид, степень развития игровых навыков, обладание заманчивыми игрушками, предметами. В старшем дошкольном возрасте в детском сообществе наиболее востребованными становятся нравственные качества, такие как: мяг-кость, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность. В основе этих качеств — особое, личностное отношение к сверстнику, когда другой ребенок является не конкурентом, а самоценной и уникальной личностью. Такие отношения складываются у некоторых детей уже к концу дошкольного возраста, и именно они делают ребенка успешным в сфере общения и популярным среди сверстников.
Немаловажное значение имеет отношение воспитателя к ребенку. Неприязнь, раздражение или игнорирование, демонстрируемые невербальными способами во взаимодействии с ребенком красноречиво сигнализируют о чувствах педагога. А поскольку взрослый является авторитетом и носителем образцов желательного поведения для детей, они неосознанно могут перенимать его негативное отношение к воспитаннику. Это же правило работает и в позитивном плане — положительная оценка, внимание и поддержка, оказываемая ребенку воспитателем, повышают уровень его привлекательности в глазах сверстников и способствуют налаживанию межличностных отношений.
Ребенок может не отвергаться сверстниками, но сам не желать общения с ними (в случае неразвитой потребности в общении, при эмоциональных и поведенческих нарушениях; далее мы подробнее рассмотрим некоторые из них). Случается, что из-за частых заболеваний и длительного пребывания вне коллектива ребенок не имеет возможности укрепить и поддерживать свои отношения с ровесниками.
Катюша — единственный ребенок в семье, которому уделяют много внимания. Она часто болеет и детский сад посещает периодически. Катя никогда не выступает инициатором общения со сверстниками, редко участвует в совместных играх. Она пассивна на занятиях, отвечает только когда ее спрашивают (хотя уровень познавательного развития у девочки высокий). Яркие проявления эмоций и ^Желание участвовать в групповой деятельности, для Каши нехарактерны. Индивидуальное общение со взрослым (воспитателем) она явно предпочитает общению с детьми, в такие моменты она оживляется, проявляет интерес, увлеченно делится впечатлениями и желаниями.