Предмет и задачи социальной педагогики
Социальная педагогика как область науки делает свои первые шаги, но ее истоки можно найти в трудах многих отечественных педагогов, психологов. Особенно бурно социальная педагогика как наука стала развиваться в последние десятилетия. Успешно разрабатывают вопросы социальной педагогики и социальной работы И.Н. Андреева, С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Ю.В. Васильева, М.А. Галагузова, С.И. Григорьев, Л.Д. Демина, В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, С.Д. Маврин, И.А. Маврина, А. В. Мудрик, Л.Я. Олиференко, В.Д. Семенов, В.А. Сластенин и др.
Однако развивающаяся область педагогической науки еще не совсем четко определила свои основные категории. Практика опережает развитие теории, и это приводит к тому, что вопрос о соотношении социальной работы и социальной педагогики является дискуссионным, хотя связь их очевидна.
Социальная педагогика, как и любая наука, имеет свой объект и предмет. Объектом социальной педагогики является процесс развития человека в социуме на основе всей совокупности его социальных взаимодействий. Предметом социальной педагогики выступает социальное воспитание, его цели, содержание, сущность, принципы, методы и формы осуществления.
Объект и предмет социальной педагогики
Социальная педагогика, как и любая наука, имеет свой объект и предмет изучения. На первый взгляд определить эти категории не так сложно. Объектом, т.е. той областью действительности, которую изучает данная наука, является процесс развития человека в социуме на основе всей совокупности его социальных взаимодействий. Этот процесс включает социальное становление, социализацию, т. е. усвоение отдельным индивидом социальных норм и требований, развитие на этой основе таких личностных качеств, как гражданственность, социальная ответственность, социальная устойчивость и мобильность, коммуникативность и др. Естественно, что с иных позиций эти процессы изучают и другие науки: философия, педагогическая антропология, теория социальной работы, социология образования и воспитания, этнография, этнопсихология, этнопедагогика. Но только социальная педагогика рассматривает процесс формирования личности в широком социальном аспекте, под влиянием всей совокупности социальных факторов.