Предмет и объект социальной педагогики
Социальная педагогика исходит из реально существующих проблем включения индивида в культуру и активную преобразовательную деятельность. Она исследует противоречия между поведением людей и существующей социальной нормой, идеальным и реальным миром, естественной и искусственной предпосылками и средой жизнедеятельности, традиционной и инновационной деятельностью. В этом плане она коренным образом отличается от теоретической педагогики, ориентированной лишь на заранее разработанный в виде методических указаний и предписаний алгоритм возможного и должного поведения.
Социальная педагогика исследует проблемы социализации, социального образования и воспитания, социокультурной деятельности и развития личности, социально нормативного и девиантного поведения в изменяющихся социокультурных условиях, условиях трансформации социального пространства и времени, социальной адаптации и социальных изменений , включая социальное прогнозирование и социальное проектирование, педагогизацию социальной среды и акультурацию индивида.
Процесс этой акультурации начинается с вхождения индивида в культуру, его социализации, возникновения социокультурного конфликта между витальными, социальными и духовными потребностями индивида, его естественными задатками и культурными требованиями и нормами поведения, привычками, стереотипами мышления и необходимостью их изменения в новых социокультурных условиях жизнедеятельности. Сама же социальная система есть точка перекрещивания культурных нормативов, ценностных ориентации и индивидуальной мотивации. Ценности не только предстают как выбор, совершаемый индивидами, но и выступают в виде объективно заданных стандартов, норм, советов, детерминированных обществом и служащих для регуляции человеческого поведения. Основная функция этих норм состоит в том, чтобы заставить членов общества действовать и вести себя определенным образом, позволяющим вписываться в модель существующего порядка.
В центре внимания социального педагога находится социализация ребенка, его интеграция в общество. Иными словами, социальная педагогика исследует индивида со стороны его социокультурной сущности, т. е. как объекта и субъекта культуры, неразрывной его связи с обществом и культурой.