Правила выполнения зарисовок на доске
Записи на доске преподаватель должен вести четко, аккуратно, достаточно крупно, соблюдая определенный порядок и общепринятые правила и стандарты. При этом необходимо учитывать особенности процесса восприятия визуальной информации.
Восприятие визуальной информации подчиняется ряду правил, основные из которых сводятся к следующему:
I. Вертикальная линия воспринимается более длинной, чем горизонтальная, хотя они и будут равными по величине. Отсюда следует, что текст, напечатанный в столбик, считывается медленнее, чем этот же текст, напечатанный более широким планом. Горизонтально написанный текст прочитывается быстрее, хотя с этим согласны не все ученые, некоторые из них считают, что при широком поле чтения глаз делает больше регрессий, а это замедляет чтение. Психологи же утверждают, что для быстрого и четкого считывания информации нужно, чтобы промежутки между ними равнялись бы единице информации.
2. Линии, не имеющие перерыва, с плавными закруглениями считываются на 0.3 раза дольше, чем линия с резко выраженными углами. Отсюда следует, что печатанный или написанный печатными буквами текст воспринимается в 0.3 раза быстрее, чем письменный. Не случайно на телеэкране плавно срезаны углы. Это необходимо для того, чтобы дать глазу возможность «выскочить» за рамку, продлить воображение.
3. Зрение требует группировки информации. Психологи утверждают, что вертикально нужно давать нечетное число перечислений: 3,5,7 и т. д. Наибольшее число вертикальных перечислений, имен, наименований, которое запоминает человек - это 7+2. Четное число вертикально записанных перечислений запоминается хуже.
4. Величина букв на доске зависит от величины аудитории и расстояния от доски до студентов. Психологи определили величину букв, необходимую для комфортного и предельного зрения. Эти величины представлены в следующей таблице: