Практическое обучение

На сегодняшний день существует множество систем производственного обучения, которые сформировались исторически.

Системы производственного обучения формировались постепенно, в процессе развития производства. Каждая из имеющихся систем производственного обучения имеет свои достоинства и недостатки, определенные особенности, дающие возможность применять их в различных условиях. В таблице даны, соответственно, достоинства и недостатки некоторых систем производственного обучения.

Надо сразу же оговориться, что невозможно создать универсальную систему практического обучения для всех профессий, так как трудовые процессы очень различны и тесно связаны с особенностью содержания труда участников трудового процесса. Для каждого случая нужно выбрать систему практического обучения, которая была бы наиболее эффективной для подготовки именно данной категории специалистов, а дальше разработать ее структуру с раскрытием каждого из ее элементов и определить их связь с системой теоретического обучения.

Каждая система производственного обучения имеет свою структуру, состав элементов, а также последовательность их включения в содержание образования. Так, например, предметная система производственного обучения имеет целью только овладение умениями и навыками на конкретных образцах и деталях на рабочем месте или в мастерской.

Операционная система предусматривает выполнение операций и приемов непосредственно в мастерской.

Операционно-комплексная система включает в себя выполнение операций, простые комплексные работы в мастерской, сложные комплексные работы в мастерской, работы на производстве.

Предметно-технологическая система предусматривает выполнение простейших операций в мастерских, выполнение простых комплексных работ в мастерских, выполнение сложных комплексных работ в мастерских, работу на конкретном оборудовании в мастерских и на производстве.