Практические занятия в вузе: сущность, особенности подготовки
♦ Сколько времени необходимо затратить на проверку домашних заданий?
♦ Сколько времени затратить на опрос обучающихся по теории и какие вопросы необходимо задать?
♦ Какие примеры и задачи будут решаться у доски и в какой последовательности?
♦ На что обратить внимание в той или иной задаче?
♦ Как расположить чертежи и вычисления по каждой задаче?
♦ Кого нужно будет опросить по теории и кого вызвать к доске для решения задач?
♦ Какие задачи можно предложить для решения на местах без вызова к доске?
♦ Какие задачи предложить «сильным» студентам?
♦ Какие задачи задать для самостоятельного решения дома?
План практического занятия отрабатывается преподавателем на основе определенного замысла, зафиксированного в тематическом плане изучения дисциплины.
Рассмотрим порядок проведения практического занятия. Как правило, оно начинается с краткого вступительного слова и контрольных вопросов. Во вступительном слове преподаватель объявляет тему, цель и порядок проведения занятия. Затем иногда полезно на экране в быстром темпе показать кадры, использованные лектором на предшествующем занятии, и тем самым восстановить в памяти обучающихся материал лекции, относящийся к данному занятию.
Затем рекомендуется поставить перед студентами ряд контрольных вопросов по теории. Ими преподаватель ориентирует обучающихся в том материале, который выносится на данное занятие. Методически правильно контрольный вопрос ставить перед всей группой, а затем после некоторой паузы вызывать конкретного студента.
Практическое занятие может проводиться по разным схемам. В одном случае все обучающиеся решают задачи самостоятельно, а преподаватель, проходя по рядам, контролирует их работу. В тех случаях, когда у большинства студентов работа застопорилась, преподаватель может как бы прервать их и дать необходимые пояснения (частично-поисковый метод).