Познавательно-речевое развитие ребенка
Работа педагогов должна быть нацелена на развитие у детей понимания речи, развитие активной речи, формирование фонематического слуха, развитие речи как средства управления своим поведением.
Для развития понимания речи необходимо пробуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой речи, развивать умение слушать речь взрослого. Развитие понимания речи подразумевает установление адекватной связи слова с предметом и действием. В этом процессе важную роль играет побуждение детей к выполнению речевых инструкций взрослого разной сложности: от самых простых одношаговых у детей младшего возраста (дай, покажи, возьми, принеси и т.п.), до более сложных (по мере взросления ребенка) двух и трех шаговых инструкций.
Для развития активной речи необходимо побуждать детей к подражанию речи взрослого, стимулировать и поддерживать инициативные обращения их к взрослым и сверстникам посредством речи, создавать условия для расширения словарного запаса, усложнения грамматического строя речи.
Фонематический слух развивается при восприятии ребенком слышимой речи и наиболее интенсивно при проговаривании слов в соответствии- с воспроизводимым образцом. С развитием такого слуха связаны понимание детьми обращенной к ним речи взрослого, способность самим произносить слова и воспроизводить звуковые образцы взрослого.
Развитие фонематического слуха обязательно сопряжено с формированием у детей интереса к слышимой речи и наличием внимания к речевым звукам.
Развитие речи как средства управления своим поведением предполагает побуждение детей к выполнению словесных инструкций взрослого, с опорой и без опоры на наглядные образцы, и собственных словесных «инструкций», связанных с действиями.
Включенность речи взрослого в его повседневное взаимодействие с детьми имеет огромное значение для овладения речью. В ходе жизнедеятельности ребенка и взрослого, в процессе совместного решения ими разнообразных задач у малыша возникает естественная нужда в слове.