Познавательно-речевое развитие ребенка

Умение слушать рассказы и пересказывать их формируется постепенно и связано с определенными требованиями к рассказу. Он должен быть понятным по содержанию, но не слишком легким. В нем должно быть что-то новое, чем малыш еще не пользуется в речи (например, союзы «потому», «поэтому»). Взрослый задает ребенку наводящие вопросы, помогающие воспроизвести в памяти содержание услышанного и пересказать его. Например: «Как звали мальчика? Почему он плакал? Куда он пошел? Что он сделал?» Подобные вопросы побуждают малыша использовать в речи различные грамматические формы.

Очень полезно для речевого развития детей отгадывание и совместное придумывание загадок. В таких играх дети учатся узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов. Например, можно разложить на столике несколько игрушек (или предметных картинок) и предложить ребенку найти одну из них по словесному описанию. Более старшие дети могут отгадывать простые загадки и без опоры на зрительное восприятие.

Особое место в играх с детьми, направленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики, они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнение для кистей и пальцев рук способствует развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центра мозга, ведающего, в том числе и развитием мелкой моторики.

Для развития у детей предметной деятельности педагоги создают соответствующую развивающую среду. В группе должны находиться разнообразные бытовые предметы, игрушки, имитирующие их и игрушки, специально предназначенные для развития разнообразных предметных действий. Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к различным движениям и действиям, способствует обогащению чувственного опыта ребенка, развитию мышления. Необходимо предусмотреть, чтобы в группе было достаточное количество и многообразие игрушек, обеспечивающих детям свободный выбор занятий в соответствии с интересами и предпочтениями каждого ребенка. Воспитатели должны организовывать совместную деятельность с ребенком, создавать условия для самостоятельной деятельности с

предметами.