Познавательно-речевое развитие ребенка
Воспитатель должен беседовать, «советоваться» с ними, спрашивать их мнение, задавать вопросы. Например: «Посмотрите в окошко, какой дождик пошел! Наверное, гулять не сможем сегодня выйти, как вы, ребята, думаете?» или: «Скоро будем обедать. Что мы должны сделать перед едой? Правильно, ручки помыть».
С первых лет следует воспитывать у ребенка культуру речевого общения. Даже самым маленьким следует говорить «спасибо», «пожалуйста», «извини», «здравствуй», «до свидания» и др., побуждать малышей пользоваться вежливыми словами. Дети этого возраста легко переходят от спокойного тона к возбужденному, нетерпеливому крику. В таких случаях взрослый должен корректно сделать ребенку замечание: «Ты очень громко кричишь, я не пойму, что тебе нужно. Скажи спокойно, что ты хочешь?»
Преимущество специальных игр и занятий заключается в том, что при этом целенаправленно создаются условия для развития у детей разных сторон речи.
К специальным играм и занятиям этого рода относятся:
• разнообразные игры (игры потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки, звукоподражательные игры, и др.);
• чтение и рассказывание сказок, стихов, историй, побуждение детей пересказывать услышанное;
• рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;
• демонстрация диафильмов;
• игры-занятия с предметными и сюжетными картинками;
• разгадывание простых загадок с опорой и без опоры на наглядность;
• игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Для развития речи можно использовать любые игры.
Так, игры потешки («Ладушки», «Сорока-ворона», «По кочкам»), хороводные игры («Каравай», «Раздувайся пузырь») полезны тем, что слушание речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения ребенка. Они включают повторы слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да» и т.п.) и действий. Важно и то, что в ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт с ребенком; это облегчает малышу понимание и подражание речи.
В звукоподражательных играх развиваются фонематический слух, четкость произношения, интонационная сторона речи.