Познавательно-речевое развитие ребенка
Слышимая им речь оказывает существенное влияние на развитие его речи, поэтому к ней предъявляются определенные требования. Речь взрослого должна быть:
• по возможности чаще адресована индивидуально конкретному ребенку. Этим обеспечивается привлечение внимания ребенка к речи и готовность ответить на нее;
• эмоционально окрашенной. Эмоциональное содержание, выраженное определенным тоном, ребенку часто более понятно, чем смысл слова;
• правильной, отчетливой, неспешной;
• понятна ребенку по содержанию, касаться интересных для него тем. Этим обеспечивается вовлеченность ребенка в речевой контакт со взрослым и его активность в этом процессе;
• более сложной, чем речь ребенка и по структуре и форме фраз, и по лексической новизне. Она должна давать ребенку более сложные образцы, чем те, которыми ребенок уже владеет.
Взрослые должны разговаривать с детьми в течение дня о том, что видят и что делают дети, объяснять, что им предстоит сделать, готовя переход к следующему виду деятельности. Речь взрослого должна быть включена во все виды его взаимодействия с детьми: во время игры, купания, одевания, кормления, прогулки и т.п.
Например, воспитатель может подсесть к играющему ребенку и «завязать беседу»: «Ой, какая красивая кукла! Это девочка? Как ее зовут?»; может собрать возле себя несколько детей, взять игрушку, обратиться к ним: «А как зовут эту куколку? Ляля? Какое хорошее имя! А какое красивое платье у Ляли, какие туфельки». Взрослый привлекает внимание детей к отдельным деталям внешности куклы, называя их: «А где у Ляли носик? Кто мне покажет?» (или «Покажи мне»), «А где у Ляли глазки?»
Во время прогулки на улице или в помещении воспитатель обращает внимание детей на явления природы (дождь, снег, радугу, ветер), на животных и их действия, следует подчеркнуть их красоту, особенность. Это можно сделать с помощью коротких стихов. Дети второго года жизни особенно чувствительны к сочетанию звуков, ритму, темпу и интонации речи.