Позиция педагога в общении с детьми
В процессе общения взрослые и дети могут занимать по отношению друг к другу разные позиции: «ведущая», «ведомая», «рядом», «в стороне» и т. д. Каждая из них может быть оптимальной для какой-либо конкретной ситуации. Умение взрослого быть гибким в общении с Детьми способствует не только повышению эффективности воспитательных воздействий, но и развитию личности ребенка в целом.
Чаще всего воспитатель есть тот человек, который все умеет, все знает и всему может научить. Ведущая позиция взрослого предполагает прямое руководство, обучение, указание и контроль над детьми. Дети и сами очень часто обращаются к взрослому как к более сильному, знающему, умелому, авторитетному. Такая позиция порою просто жизненно необходима, так как ребенок нуждается в передаче опыта, руководстве и опеке взрослого. Однако стабильное распределение позиций в общении: взрослый «над» — ребенок «снизу», наиболее часто встречающееся при учебно-дисциплинарной модели взаимодействия, приводит к тому, что дети начинают тяготиться сложившейся ситуацией. Данная позиция ограничивает детскую активность, способность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, тормозит творческо-поисковую деятельность.
При общении со взрослым, чтобы ребенок стал чему-то активно учиться, выполнять какие-либо требования, ориентироваться на руководящего общей деятельностью взрослого, нужно сделать эту деятельность интересной для ребенка, побудить в нем желание в ней участвовать. Необходим общий контекст совместной деятельности, равно актуальный для взрослого и для ребенка. В рамках контекста общей деятельности, увлеченные ею ребенок и взрослый неоднократно радикально меняют позиции. Взрослый также может занимать позицию «снизу» по отношению к детям, выполняя какие-либо их требования, идя на уступки, прислушиваясь к мнению ребенка, советуясь, как лучше поступить. В организованной или совместной деятельности это может быть спланированным педагогическим приемом — когда взрослый обращается за информацией к ребенку, просит проконтролировать свою деятельность и др. И вот идет совместная беседа, обсуждение того, как быть, как лучше сделать, что будет хорошо, а что плохо.
С другой стороны, не совсем ясно, как реализовать в условиях детской группы позицию «рядом». Позиция «рядом» или «вместе с детьми» — это равноправные партнерские отношения. Воспитатель может быть на равных с ребенком, даже когда он его учит.