Позиция педагога в общении с детьми
Однако часто дети начинают активно исследовать границы свободы таких отношений, и здесь наиболее важным выступает умение взрослого владеть ситуацией. Позиция «рядом» предполагает взаимный учет интересов взрослого и детей, право на собственное мнение и выбор. Взрослый не дает прямых указаний и не принимает решений за ребенка, он стимулирует его активность, совместно с ним ищет ответы на возникающие вопросы.
Следует упомянуть еще один вид позиции в общении — нарочитую отстраненность взрослого по отношению к ребенку. Казалось бы, она не подразумевает общения. Но это не совсем верно. Например, присутствие взрослого, демонстративно занятого своим делом, но готового прийти на помощь при первой необходимости, очень значимо для детей. Вполне возможно, что никто из них и не подойдет к педагогу с вопросами, но они будут чувствовать себя увереннее, чем если бы остались один на один с заданием. Позиция демонстративной отстраненности является для ребенка потенциальным источником расширения общения в любых доступных ему позициях.