Потенциал подхода в изучении истории петербургской школы
Актуальность изучения петербургской дореволюционной школы определяется целым рядом противоречий. Во-первых, современные призывы к возрождению ее традиций сталкиваются с научной необоснованностью черт ей присущих. Во-вторых, это противоречие между огромным комплексом разнообразных источников по теме и отсутствием по ней обобщающей работы. Писали либо об отдельных школах или педагогах города, либо, ведя речь о российской педагогике в целом, говорили о школах Петербурга в первую очередь , больше, чем любому другому региону. В-третьих, сама история педагогики за последние 15 лет претерпела изменения, которые создают новые возможности в изучении темы. Они связаны:
– с расширением предмета истории педагогики, выделение в нем уровней рассмотрения и обобщения содержания;
–- с отказом от политической идеологии и с переходом к междисциплинарным наработкам в историко-педагогических исследованиях;
– с поиском новых подходов, иных ракурсов рассмотрения образовательного прошлого. В данном случае именно разработка проблемного, историко-генетического и аксиологического подходов представляется методологическим вкладом школы 3-И. Равнина в развитие современной истории педагогики;
– с необходимостью учитывать особенности восприятия прошлого общественным сознанием, вести популяризацию результатов исследований, сохраняя при этом чувство меры в актуализации прошлого;
– с появлением дуализма макро и микро истории .
Все представленные в таблице подходы универсальны, то есть могут быть использованы на разных уровнях содержания:
Сегодня историки педагогики часто употребляют категорию «педагогический феномен», однако, она не стала еще научным понятием. Феномен может пониматься двойственно. В расхожем понимании – это уникальное, особенное, своеобразное явление. Для феноменологической традиции как направления современной философии это многообразие проявлений какой-либо единой сущности , которая не может быть осознана и познана до конца, но может быть описана, выражена через эти феномены.