Понятие технологий обучения в свете представлений педагогической теории и практики
Понятие «педагогические технологии» или «технологические подходы к обучению» зародились более тридцати лет назад в США, были одобрены во многих странах мира, в том числе и в России, в Украине, получили признание ЮНЭСКО.
По определению ЮНЭСКО, педагогическая технология - это в общем смысле системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом человеческих и технических ресурсов, их взаимодействия и ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Слово «технология» произошло от греческих слов «techne» — мастерство и «logos» - понятие или учение. Иными словами, это искусство обучения. Можно определить понятие технологии обучения как науку техники образования или получения системы знаний по предмету. Попробуем соотнести это понятие с традиционными понятиями современной педагогики: метод, средство, методика и др.
В настоящее время существуют совершенно разные трактовки этих понятий и их соотношений, и главные противоречия в трактовках заключаются именно в определении соотношения этих понятий.
В одном случае авторы считают, что методом обучения следует называть способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащегося, направленный на решение комплексных задач. Методика - система научно-обоснованных правил и приемов обучения, а технология обучения - инструмент достижения целей обучения или систематическое и последовательное воплощение на практике спроектированного процесса обучения. Отсюда вытекает, что технология обучения - это система способов и средств достижения целей управления процессом обучения.
В этой трактовке понятий самым широким из перечисленных понятий является понятие «технологии обучения». В других случаях ряд авторов показывают, что понятие «методика» шире, нежели «технология обучения», ибо методика отвечает на вопрос -чему, кого и как учить, а технология только «как учить».