Понятие о воспитании. Социальная сущность воспитания

Социальный институт «воспитание» располагает средствами (финансовыми, материальными, духовными) и организациями, необходимыми для реализации явных и латентных функций.

Социальный институт «воспитание» имеет набор социальных ролей: старшие члены семьи; священнослужители; организаторы социального воспитания на разных уровнях (государственном, региональном, муниципальном, локальном); воспитатели-профессионалы (учителя, тренеры, воспитатели, гувернеры, социальные работники и пр.); воспитатели-волонтеры; лидеры криминальных и тоталитарных сообществ; воспитуемые различного возраста, половой, социальной и культурной принадлежности.

Воспитание обладает набором определенных позитивных (поощрение) и негативных (наказание) санкций. Санкции делятся на регламентированные (зафиксированные в определенных документах) и неформальные (используемые в рамках традиций, обычаев общества, системы воспитания, воспитательных организаций субъектами воспитания). Воспитание – процесс двусторонний: с одной стороны – воспитательное влияние, с другой – собственная деятельность воспитанника.

Воспитательная система состоит из взаимосвязанных объектов и субъектов воспитания; воспитательных целей; отношений, возникающих между участниками процесса воспитания; естественной среды обитания; техногенной среды обитания; управления, которое обеспечивает жизнеспособность воспитательной системы. Воспитательная система характеризуется динамичностью, т.е. она возникает, развивается, эволюционирует и исчезает. Причин для возникновения воспитательной системы обычно выделяют две: объективную (социальный заказ) и субъективную (наличие субъекта – личности как генератора воспитательной системы, и наличие объекта – воспитанников). Они же (вернее их отсутствии) являются объективными факторами утраты воспитательной системы.

Критериями успешности воспитательной системы являются, во-первых, достижение поставленных целей, во-вторых, самочувствие объектов воспитания в равной степени.