Понятие о воспитании. Социальная сущность воспитания

Существующий английский термин education этимологически обозначает воспитание семейное (Family Education), религиозное (Religious Education), cоциальное (Social Education), воспитание в социуме (Community Education). По Э. Дюркгейму, воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни.

В американском «Педагогическом словаре» (Нью-Йорк, 1973) воспитание определяется следующим образом:

• как совокупность всех процессов, посредством которых человек развивает способности, отношения и другие формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором он живет;

• социальный процесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобранного и контролируемого окружения (особенно такого, как школа) для того, чтобы они смогли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития.

В «Кратком педагогическом словаре» (Нью-Йорк, 1982) воспитание трактуется:

• как любой процесс, формальный или неформальный, который помогает развивать возможности людей, включающие их знания, способности, образцы поведения и ценности;

• развивающий процесс, обеспеченный школой или другим учреждением, который организован главным образом для научения и учебы;

• как общее развитие, получаемое индивидом через научение и учебу.

В аспекте деятельности в основе воспитания лежит социальное действие, которое, по М. Веберу, можно определить как направленное решение проблем. Последнее сознательно ориентировано на ответное поведение партнеров и предполагает субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.